→ Главная   |      → Вход   |  → Добавить компанию     | Компании: (1262) | Предложения: (1602) | Спрос: (292) | Пресс-центр | Форум
Лесная Биржа РесурсЛес!





Почему российской биоэнергетике не нужна «копия» европейского опыта?

02 Сентября 2013

Конкретный план действий, способный разбудить «зеленую» энергетику России, должен быть представлен к ноябрю 2013 года. Поручение разработать комплекс мер по увеличению объемов использования низкотовар

При использовании материалов сайта ссылка на сайт http://www.resursles.ru/ обязательна.

Ответ на этот вопрос попытались дать ученые из Санкт-Петербургского НИИ лесного хозяйства (СПбНИИЛХ). Коллективный взгляд питерских ученых представил на недавнем совещании в Рослесхозе директор института Игорь Васильев. По мнению специалистов НИИ, зарубежные реалии настолько отличаются от российских, что нашей стране уготовано и в биоэнергетике искать свой неповторимый путь. 

Авторы исследования отмечают, что политика стимулирования использования возобновляемых источников энергии проводится сегодня в 85 странах мира. В общем энергопотреблении доля биоэнергетики составляет около 13%. Государственная поддержка «зеленой» энергетики заключается, прежде всего, в создании благоприятных условий производителям и потребителям оборудования, использующим возобновляемые источники энергии. Это, в первую очередь, свободный доступ на рынок электроэнергии, недискриминационное льготное присоединение к электрическим сетям, регулирование тарифов и налогов на загрязнение окружающей среды. Популярностью пользуются специальные тарифы на покупку «зеленой» электроэнергии, субсидируемой из бюджета. Так называемый «feed-in tariff» действует более чем в 40 странах мира.

В экономически развитых государствах применяются такие механизмы стимулирования выработки «чистой» энергии, как субсидии для производителей, «зеленые сертификаты», освобождение от уплаты экологических налогов, льготные кредиты и специальные гранты. Распространено субсидирование закупок оборудования и даже издержек по его эксплуатации. Другими словами, государство берет на себя обязательства по возмещению расходов на содержание оборудования «зеленой энергетики».

В некоторых странах предоставляются льготные кредиты на покупку оборудования. Широко применяется налоговое стимулирование – снижается ставка налога на прибыль и НДС. К тому же разнообразной поддержкой пользуются и владельцы электростанций, которым предоставляются скидки и надбавки из регионального бюджета.

Показательно, что практически во всех странах ЕС существуют государственные планы по развитию зеленой энергетики – либо в виде внутренних специальных программ, либо на уровне законов или правительственных постановлений. Изначально практически во всех продвинутых европейских странах для получения энергии с использованием древесных источников применялись технологии комбинирования древесных гранул и угля. Однако со временем стратегия использования «зеленого биотоплива» претерпела существенные изменения. Учитывая природные, экономические и социальные особенности, каждая страна выбрала свою тактику. Например, Бельгия, Швеция и Дания тяготеют к строительству электростанций, где используется только биотопливо, без угля или другого ископаемого ресурса. Зато Великобритания избрала другой вариант – здесь сохраняется одинаковый уровень субсидирования как для ТЭЦ, которые используют пеллеты совместно с углем, так для чисто биотопливных электростанций. В Германии предпочитают поддерживать электростанции, где используется только биотопливо, а Нидерланды вообще прекратили поддержку использования биотоплива. Голландцы сделали ставку на сознательность владельцев и менеджеров электростанций, рассчитывая, что они будут продолжать использовать пеллеты для получения энергии и без государственных субсидий. Правда, в Нидерландах еще и подстраховались, обязав на законодательном уровне электростанции производить определенный процент энергии за счет возобновляемых источников.

 По правилам хорошего тона

Одним из лидеров на рынке «зеленых» технологий считается Германия, на долю которой приходится 23% всех патентуемых технологий в области экологии. Развитие зеленой энергетики в этой стране с самого начала было поставлено под жесткий государственный контроль. Однако государственное регулирование «по-немецки» не следует понимать как выполнение спущенных сверху плановых заданий. В Германии сделали ставку на создание соответствующей инфраструктуры и рыночные механизмы стимулирования.

Любопытно, что победное шествие «зеленой» энергетики по Германии сопровождалось мощной пропагандой преимущества альтернативных источников энергии. Тема возобновляемых источников энергии не сходит со страниц газет и с телеэкранов, а популяризация биоэнергетики стала чем-то вроде правила «хорошего тона» для общественных деятелей и политиков.

Успехи немецкой модели биоэнергетики во многом связаны с законодательством, обязывающим сетевые компании покупать предлагаемую электроэнергию, произведенную из возобновляемых источников энергии, в полном объеме по льготному тарифу – гарантируемым минимальным ценам. При этом государство берет на себя компенсацию повышенных затрат.

В сентябре 2010 года немецким правительством была принята энергетическая концепция, определившая курс на переход от традиционной к альтернативной энергетике при сохранении доступных цен на электричество. В качестве главных целей, которые страна намерена достигнуть к 2050 году, определено радикальное сокращение выбросов парниковых газов в атмосферу (по сравнению с 1990 годом на 80%) и удержание роста тарифов на электроэнергию в «рамках приличия», чтобы не допустить запредельного скачка цен.

 Загрязняешь – плати 

Голландский вариант развития биоэнергетики возник как ответ на выявленные факты загрязнения воздуха, воды и почв и регулярно пересматривается с учетом достигнутых результатов, полученного опыта и новых технологий. В Нидерландах была разработана продуманная стратегия финансируемых государством мероприятий в области исследований и разработок. Для поддержки перехода к «зеленой» экономике голландское правительство инициировало введение так называемых зеленых налогов, в основе которых заложен принцип «загрязняешь – плати». К ним относится топливный и энергетический налоги.

«Зеленые» налоги поступают в бюджет и затем используются для финансирования мероприятий в рамках экологической политики. Если топливный зеленый налог в настоящее время применяется только в отношении угля, то энергетическим зеленым налогом облагается использование природного газа, нефтепродуктов, используемых в качестве заменителей газа, а также электричества. Частично энергетический налог направляется на продвижение энергосбережения среди домашних хозяйств и бизнеса. В 2012 году Министерство экономики Нидерландов вложило 1,7 миллиарда евро в поддержку биоэнергетики через систему субсидий, взамен 30 процентов энергии в стране было произведено за счет биомассы.

В настоящий момент в Голландии внедряется новая система господдержки, которая распространяется только на тех, кто полностью отказывается от ископаемых источников энергии.

В последние годы заметно возросло использование древесины для производства энергии в Финляндии, доля которой уже превысила 20% от общего объема производства первичной энергии. Здесь действует налог на выброс CO2, применимый к ископаемым видам топлива. К тому же правительство компенсирует другой налог, взимаемый с производства электроэнергии на основе ископаемого топлива, поставщикам электроэнергии, получаемой из возобновляемых источников. Если в среднем в ЕС уровень использования возобновляемых источников энергии составляет 11,5%, то в Финляндии этот показатель достиг отметки в 23%. 

 Когда «зеленеет» политика

Упор на экологию в целом характерен для внутренней экономической политики Швеции.  Возобновляемые ресурсы и повышение энергоэффективности рассматриваются шведским правительством в качестве национальных приоритетов. Не удивительно, что Швеция является одним из мировых лидеров по использованию возобновляемых источников энергии и местных видов топлива.

В Швеции всерьез пытаются избавиться от нефтяной зависимости уже к 2020 году и стать первым в мире государством, отказавшимся от углеводородного топлива. Программа по преодолению зависимости от нефти включает налоговые льготы при замене нефти «чистыми» видами топлива, меры по использованию биоэнергетики в транспортном секторе, научные исследования для продвижения зеленой энергетики, систему четких финансовых стимулов при использовании биотоплива.

Для производства тепла используется все, что только можно: дрова, кора, щепа, пеллеты, брикеты, торф, отходы целлюлозного производства, мусор, соломенная масса и технические травы. Показательно, что крупным потребителем биотоплива и торфа, особенно в регионах с развитым лесопользованием, является индивидуальный жилой сектор. При переходе на возобновляемые источники энергии домовладельцы получают налоговые льготы. Параллельно государство предоставляет субсидии при строительстве котельных на древесном топливе или при переводе с других видов топлива на древесное.

С учетом налогов и экологических платежей 1 МВт/ч тепла, полученный при сжигании древесного топлива, обходится в 1,5-2 раза дешевле, чем при сжигании угля или нефти. Созданная в Швеции налоговая система сделала более выгодным производство электроэнергии на основе биомассы и стимулировала инвестиции в ТЭЦ.

Во Франции законодательной основой для развития зеленой экономики стали экологические законы «Гренель-1» и «Гренель-2», определившие векторы экологического развития в шести областях: строительство, транспорт, развитие экологически чистого сельского хозяйства, защита биологического разнообразия, оптимизация переработки отходов и управление в сфере охраны окружающей среды. Выбиться в ведущие производители энергии на основе древесного топлива Франции удалось за счет более 5 миллионов домохозяйств, использующих древесину для отопления.

 Австрийское «самоозеленение»  

В Австрии  примерно 80% частных небольших домов (около 500 тысяч строений) обогреваются печным воздушным отоплением. По мнению ряда австрийских специалистов, наилучшей альтернативой горючим продуктам газо- и нефтепереработки является древесная биомасса. В Австрии, благодаря развитию современных технологий и рынка оборудования, работающего на древесном топливе, для населения отопление с использованием щепы в среднем дешевле мазута на 51% и природного газа на 32%.

Система лесозаготовок в Австрии основана преимущественно на постепенно-выборочных рубках. Как правило, лесосечные отходы остаются в лесу. Если отходы планируют использовать в энергетических целях, их обязательно подсушивают в естественных условиях от полугода до 2 лет, складывая в штабеля у лесовозных дорог или на промежуточных складах. При этом лицам, заинтересованным в использовании отходов, они отпускаются бесплатно.

В настоящее время в Австрии завершена работа над новым программным документом «О развитии экологически чистой энергии», который призван усилить акценты по поддержке развития альтернативных источников энергии. Благодаря усилению господдержки биоэнергетики, к 2015 году домашние хозяйства будут покрывать 35% стоимости зеленой электроэнергии, а 65% будет отнесено на себестоимость промышленности (сейчас – 40 и 60% соответственно). Руководство объединения промышленников и палаты экономики Австрии высказывают опасение, что это может негативно сказаться на конкурентоспособности энергоемких производств.

По мнению экспертов,  для страны с малой емкостью внутреннего рынка и весьма ограниченными запасами собственных природных ресурсов расширение доли зеленой энергетики является решающим в вопросах эффективности и устойчивой конкурентоспособности. При этом главным стимулирующим фактором является свободная конкуренция, основанная на рыночных отношениях. Вопросы снижения материалоемкости или «административного озеленения экономики» в Австрии не являются предметом госрегулирования, так как это – прерогатива рынка и конкурентной среды. Зато пропаганде зеленой энергетики на государственном уровне уделяется огромное внимание.

 До уровня национальной безопасности

В Америке снижение зависимости экономики от поставок углеводородов из-за рубежа считается компонентом, укрепляющим систему национальной безопасности. В настоящее время доля возобновляемых ресурсов составляет лишь 6%. Согласно официальным прогнозам США, к 2030 году на возобновляемые источники энергии будет приходиться около 10% энергоснабжения страны.

В августе 2005 года в США был принят закон «Об энергетической политике», устанавливающий значительные налоговые льготы для поощрения мер в области энергосбережения. Параллельно практикуется предоставление правительственных гарантий под проекты в области развития зеленой энергетики. Любопытно, что, несмотря на относительно невысокий объем зеленой экономики, в США насчитывается 2,7 миллиона «зеленых» рабочих мест. Это больше, чем количество рабочих мест в области производства энергоносителей минерального происхождения. При этом зарплата работников с низкой и средней квалификацией в сфере зеленой экономики примерно на 13% выше, чем в других областях.

Федеральные власти США предпринимают меры по созданию структурированного рынка для продукции зеленой экономики, благоприятного инвестиционного климата, содействуют разработке передовых технологий, оказывают поддержку зеленым инициативам на местном уровне. При осуществлении госзакупок приоритет отдается продукции «зеленой» экономики.

 Под нефтегазовой «плитой» 

С точки зрения ресурсной обеспеченности, Россия имеет прекрасные возможности для продвижения древесной энергетики. Общий запас древесины у нас в 4 раза больше, чем в США, и в 40 раз больше, чем в Швеции. Однако в силу определенных причин использовать свои теоретические возможности на практике весьма проблематично.

Биотопливо является вторичным продуктом при рубках главного пользования. Понятно, что его максимальная заготовка увязана с существующим уровнем лесозаготовок, который в силу низкого развития лесной инфраструктуры весьма ограничен. В скандинавских странах основной объем низкотоварной древесины получается в результате применения интенсивной модели лесного хозяйства. Она основана на системе рубок ухода за лесом высокой интенсивности. В целом применение рубок ухода приводит к существенному росту объема, качества и стоимости древесины. К тому же применение интенсивной модели создаст устойчивый спрос на рабочую силу на местах, что является важным социальным фактором. Если Россия не перейдет от экстенсивной модели лесопользования к интенсивной, то, уверены питерские ученые, все усилия по стимулированию биоэнергетики могут оказаться напрасными.

Другая чисто российская проблема – высокие транспортные издержки и низкая отдача с гектара площади, что приводит к нерентабельности поставок биотоплива, начиная с достаточно небольшого расстояния. Логично предположить, что ориентирование на биотопливо связано, в первую очередь, с развитием лесного хозяйства.

Принципиальное отличие российского энергетического сектора от европейского состоит в том, что Россия является очень крупным поставщиком таких традиционных видов топлива, как нефть, газ, уголь, с развитой структурой добычи, транспортировки, переработки и их продажи. Биоэнергетике весьма сложно «пробиться» через мощь нефтегазовых гигантов. В связи с этим эксперты СПбНИИЛХ предлагают определить регионы, где развитие древесных видов топлива было бы экономически и социально оправдано.  Для этого следует провести зонирование территории России на районы децентрализованного и централизованного энергоснабжения с комплексной экономической оценкой лесных ресурсов региона. Ведь, несмотря на богатство органических ресурсов, половина регионов России испытывает острый дефицит энергии. Даже в лесные области приходится завозить дорогостоящий уголь и нефть.

Где же искать выход? По мнению питерских ученых, для стимулирования биоэнергетики необходимо перераспределить транспортные дотации в пользу проектов, связанных с развитием лесной инфраструктуры, и программ технического перевооружения объектов ЖКХ, предусматривающих их перевод на биотопливо. Другой эффективной мерой может стать  субсидирование пилотных проектов, предусматривающих создание новых объектов биоэнергетики. Параллельно необходимо проработать систему налоговых льгот для предприятий биоэнергетики, установить специальные тарифы на электроэнергию из биотоплива, разработать пилотные проекты по переводу крупных генерирующих мощностей на возобновляемые источники энергии.  

Несмотря на довольно обширный перечень мер, которые могли бы подтолкнуть развитие зеленой энергетики, акцент, убеждены исследователи, необходимо сделать на механизмы налогового стимулирования. Группа ученых из Санкт-Петербурга считает, что слепое копирование европейского опыта и применение методов рыночного регулирования является нецелесообразным в условиях России и может оказаться пустой тратой времени, сил и бюджетных средств.


Популярные категории:


  • Продам производство (рассрочка)
  • Производство находится в Архангельской обл. Имеются крупные поставщики сырья, возможность гарантированных и крупных поставок. Земельный участок 3ГА (собственность). На территории расположена подстанция 430КВт.



    Система Orphus Яндекс.Метрика