→ Главная   |      → Вход   |  → Добавить компанию     | Компании: (1330) | Предложения: (1848) | Спрос: (368) | Пресс-центр | Форум
Лесная Биржа РесурсЛес!





Организация лесного хозяйства должна соответствовать принципам ВТО

31 Августа 2012

Переговоры о присоединении России к ВТО оказались самыми продолжительными и самыми сложными переговорами по экономическим и финансовым вопросам за весь постсоветский период времени.

Путь во Всемирную торговую организацию был начат в 1993 году, когда Россия направила официальную заявку о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ), преемницей которого стала ВТО.

При использовании материалов сайта ссылка на сайт http://www.resursles.ru/ обязательна.

16 декабря 2011 г. был подписан «Протокол о присоединении России к ВТО». В июле 2012 г. этот протокол был ратифицирован Государственной Думой и подписан Президентом Российской Федерации. Это означает, что с августа 2012 г. в Российской Федерации радикально меняются правила игры не только во внешней торговле, но и в экономике, создающей товарную массу в качестве объекта торговли.

Каждая страна – член ВТО обязана в своей торговой и экономической политике руководствоваться принципами, установленными в Соглашении об учреждении ВТО. 
Эти принципы следующие:

1. Режим наибольшего благоприятствования: равноправные отношения со всеми торговыми партнерами. 
2. Национальный режим в рамках ГАТТ-1994: равное отношение к зарубежным и отечественным производителям. 
3. Либерализация торговли посредством переговоров. 
4. Предсказуемость торговой политики благодаря принятию обязательств. 
5. Принцип исключительно таможенной защиты. 
6. Принцип запрета нетарифных мер. 
7. Гласность и транспарентность торговой политики и мер по ее реализации. 
8. Принцип судебной защиты участников внешнеторговой деятельности. 
9. Разрешение споров на межгосударственном уровне путем консультаций или с помощью использования Органа по разрешению споров ВТО.

Несмотря на то, что страны – члены ВТО обязаны в своей внешнеторговой деятельности следовать приведенным выше принципам, каждая страна в соглашении ВТО учреждает правовые нормы, дающие ей многочисленные возможности для защиты национальной экономики.

Последствия от вступления России в ВТО – как положительные, так и отрицательные – будут различными для различных секторов и отраслей экономики.

Наибольшие трудности будут испытывать сектора экономики с незавершенными рыночными реформами, монополизированными внутренними рынками, низким уровнем конкуренции, где стабильность поддерживалась протекционистской  политикой государства через введение заградительных пошлин на экспорт сырьевых товаров и высоких импортных пошлин на ввозимые в страну товары потребительского рынка и производственного назначения. Именно таким объектом экономики предстает лесной сектор, где рыночные реформы ограничились приватизацией предприятий, проведенной торопливо, с большими негативными издержками в начале 90-х годов прошлого века.

С позиций экономических преобразований самой «тихой гаванью» в лесном секторе является лесное хозяйство, которое практически продолжает оставаться в системе экономических отношений, установленных в советское время.

Лесное хозяйство в том его понимании, которое установлено российским лесным законодательством, не является прямым участником внешнеэкономической деятельности, но оно оказывает огромное влияние на формирование предложения на лесную продукцию на внутреннем и экспортном рынках. 
Данное влияние реализуется через предоставление лесному бизнесу экономически доступных лесных ресурсов на условиях государственно-частного партнерства (аренды); формирование цен на лесные ресурсы, вовлекаемые в хозяйственный оборот, что, в конечном счете, определяет конкурентоспособность конечной продукции из древесины на рынках; установление экологических и природоохранных стандартов при использовании лесов, что способствует продвижению лесной продукции на рынки посредством лесной сертификации.

К сожалению, при существующей экономической организации лесное хозяйство не способно создать названные условия, не имея для этих целей соответствующих рыночных инструментов и регуляторов. 
Вступление России в ВТО означает завершение не имевшей успеха заградительной политики государства по отношению к экспорту лесоматериалов, направленной на увеличение административными мерами доли в отечественном лесном секторе производства продукции с высокой добавленной стоимостью.

Это  означает, что российскому лесному бизнесу предстоит «борьба» за сырье на равных условиях с зарубежными конкурентами, имеющими много преимуществ в инновационной организации производств (техника, технология, менеджмент).

Государство обязано создать новые правила, регулирующие такую «борьбу», превратив последнюю в «справедливую» конкуренцию, выгодную по своим последствиям государству как собственнику лесов. 
Критерием доступа бизнеса к лесному ресурсу должна стать не его цена на аукционах, а инвестиционная программа, делающая лесные ресурсы экономически доступными.

Исходя из сказанного, долгосрочная стратегия развития лесного сектора должна базироваться исключительно на расширении границ экономической доступности осваиваемых лесных ресурсов через строительство лесных дорог и объектов социального назначения.

Лесоучетные работы (лесная инвентаризация, лесной реестр, лесоустройство), обслуживающие лесной сектор, должны давать оценку лесосырьевого потенциала не только традиционными натуральными измерителями, но и переводить последние в экономические показатели, такие, как лесная и земельная рента, капитализированная стоимость лесной земли.

Названный подход создает новые правила, регламентирующие доступ бизнеса к использованию лесов, которые обеспечат реализацию принципов ВТО, обязывающего государство иметь равное отношение к зарубежным и отечественным производителям. При этом те и другие должны быть ответственны за состояние лесов, оцениваемое гласно и транспарентно с применением методов, используемых в рыночной экономике.

Вхождение лесного сектора России в глобальную торговую систему потребует внесения значительных коррективов в определение объемов пользования лесами не только с учетом возможного увеличения заготовки древесины под влиянием спроса на внутреннем и экспортном рынках, но и с учетом возможного увеличения импорта лесопродукции, замещающего потребление отечественных товаров. 
Государство в кратчайшие сроки обязано получить такую информацию, осуществив мероприятия по созданию федерального мониторинга лесных рынков.

К сожалению, в настоящее время ни один федеральный орган исполнительной власти в сфере лесных отношений не имеет в числе своих полномочий обязанность анализировать состояние лесных рынков и прогнозировать их развитие. Именно это обстоятельство в силу непредсказуемости оценок рассматривается как негативный результат вхождения российского лесного сектора в глобальную торговую систему.

Большую работу предстоит провести лесному хозяйству в области совершенствования оценки лесных ресурсов, руководствуясь при этом принципом «гласности и транспарентности». Все дело в том, что лесное хозяйство, не имея своей продукции и не получая непосредственно лесного дохода от использования лесов, не располагает инструментами для рыночного ценообразования на лесные ресурсы и для оценки эффективности хозяйственных решений на базе соизмерения дохода и затрат. 
Древесина на корню, заготавливаемая на основании договоров аренды лесных участков и договоров купли-продажи лесных насаждений, оплачивается бизнесом по директивно устанавливаемым Правительством Российской Федерации ставкам при отсутствии какого-либо переговорного процесса. Существующие ставки платы за древесину на корню, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации, являются аналогом прейскуранта лесных такс 07-01 от 1992 г., когда древесина на корню не продавалась, а директивно распределялась по лесозаготовителям. 
Различия между этими двумя нормативными документами обусловлены только масштабом цен. 
Анализ уровня и дифференциации ставок платы за древесину показывает, что величина ставок платы не увязана ни с уровнем цен на лесопродукцию, ни с затратами на ведение лесного хозяйства.

Ни разработчики документа, содержащего набор ставок платы, ни органы федеральной исполнительной власти, давшие «добро» на их утверждение, не в состоянии доказать расчетами обоснованность установленных цен, что противоречит принципу ВТО, создающему условия для справедливой конкуренции через установление цен в переговорном процессе.

Дело в том, что низкий уровень ставок платы за древесину на корню,  при котором лесной доход, поступающий в бюджетную систему, не достаточен для возмещения затрат на проведение лесохозяйственных мероприятий, является формой скрытого субсидирования бизнеса государством. Или это можно рассматривать как нетарифную меру, искусственно повышающую конкурентоспособность отраслей лесного сектора на экспортных рынках.

Именно эта мера усиленно лоббируется крупным лесопромышленным бизнесом, в результате чего ставки платы остаются неизменными  в течение ряда последних лет, несмотря на то, что многие предприятия лесного сектора имеют высокую рентабельность.

Барьером на пути установления цен на древесину на корню с учетом состояния лесных рынков и затрат на воспроизводство лесов является сметно-бюджетное финансирование лесохозяйственных мероприятий на землях лесного фонда, не переданных в аренду, при котором отсутствует возможность сопоставления осуществленных затрат с полученными результатами.

При сметно-бюджетном финансировании какой-либо производственной деятельности без наличия в ней продукции непродуктивной выглядит сама постановка вопроса об оценке эффективности, поскольку единственным критерием результативности признается полное и  своевременное освоение хозяйствующим субъектом выделенных бюджетных денег.

Непрозрачное неконтролируемое использование бюджетных средств в производстве продукции признается ВТО как мера, не соответствующая установленному принципу «справедливой» конкуренции.

Непрозрачны и неподконтрольны государству также финансовые потоки, обслуживающие ведение лесного хозяйства арендаторами лесных участков за счет финансовых средств последних.

Ведение лесного хозяйства на арендованных лесных участках по своей сути является бартерной сделкой между государством и частным бизнесом. Государство под лоббистским давлением частного бизнеса, как уже было сказано выше, удерживает ставки платы за древесину на корню на низком уровне. В обмен на эту «финансовую» услугу частный бизнес обременяется обязательствами вести лесное хозяйство в условиях отсутствия нормативных документов, регламентирующих порядок учета и планирования себестоимости лесохозяйственных работ, их финансирования, промежуточного контроля и приемки органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Дело в том, что типовые рекомендации по учету и планированию затрат в предпринимательской деятельности не пригодны для условий, когда ведение лесного хозяйства технологически и организационно интегрировано с лесозаготовительным производством. Суть интеграции в том, что ценой повышенных затрат на лесозаготовках при использовании технологий с сохранением подроста и лесных экосистем снижаются затраты на лесовосстановление на вырубках.

Правила ВТО допускают возможность субсидирования государством частного бизнеса, но эти процедуры должны быть обоснованы расчетами, выполнить которые при отсутствии упомянутых выше нормативных документов затруднительно.

Российской Федерации при уходе от регулирования рынка экспортными и импортными пошлинами необходимо создать другие инструменты регулирования, не противоречащие принципам ВТО. 
Таким инструментом может стать федеральный лесной налог, входящий в рыночную цену древесины на корню и заменяющий ныне действующие ставки платы, утвержденные Правительством Российской Федерации.

Условием для введения федерального лесного налога в систему экономических отношений в области использования лесов должен стать переход к рыночному ценообразованию на древесину на корню через организацию постоянного переговорного процесса, организуемого на уровне субъектов Российской Федерации, где совершаются все сделки с договорами аренды лесных участков и купли-продажи лесных насаждений.

Базовая рыночная цена древесины на корню должна устанавливаться на основании методических рекомендаций для каждого лесного участка или лесного насаждения на уровне не меньшем, чем ставка федерального лесного налога. Базовая цена древесины на корню может корректироваться по результатам переговорного процесса. Процедуры проведения переговорного процесса, состав его участников устанавливаются административным регламентом, если механизм рыночного ценообразования будет установлен лесным законодательством. Регулирование лесных рынков федеральным лесным налогом будет осуществляться посредством дифференциации его ставок. 
Ставки федерального лесного налога следует устанавливать в рублях за кубометр заготовленной древесины с возможной дифференциацией по рынкам (экспорт, внутреннее потребление), породам и направлениям использования.

Налоговый механизм регулирования рынков, не противоречащий принципам ВТО, способен не только защитить интересы отечественных производителей, но и создать условия для оптимизации структуры потребления древесины.

Лесной доход, изымаемый посредством федерального лесного налога, составит доход федерального бюджета. Бюджет субъекта Российской Федерации, где выполняются основные менеджерские функции по хозяйственному освоению лесов, получит доход в виде разницы между рыночной ценой древесины на корню и федеральным лесным налогом. Таким образом, в системе лесных отношений, обслуживающих использование и воспроизводство лесов, будут созданы финансовые потоки с доходами и расходами, подтверждающими транспарентность политики государства как важнейшего игрока на экспортном, импортном и внутреннем рынках.

Приведенные выше подходы рамочно определяют стратегию реформирования экономических отношений в лесном хозяйстве в направлении создания такой организации использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, при которой лесной сектор смог бы функционировать эффективно, не вступая в противоречие с принципами ВТО.

Более широкий комплекс мер по либерализации экономических отношений следует осуществлять лесопромышленному сектору. Речь идет о мерах в области совершенствования лесного законодательства, государственной поддержки отдельных отраслей и производств, тарифного и таможенного регулирования.

Протоколом о присоединении России к ВТО установлен переходный период, чтобы избежать революционных изменений в функционировании национальной экономики.

Мероприятия переходного периода определены и по лесному сектору.

В течение переходного периода важно разработать стратегию вхождения лесного сектора в мировую экономику, руководствуясь при этом принципами Всемирной торговой организации и опытом других стран, для которых членство в ВТО стало ускорителем их экономического развития.

Первоочередной задачей должны стать развенчание мифов и оценка реалий вхождения лесного сектора России в глобальную торговую систему.

А.П.ПЕТРОВ, профессор, д.э.н.


Популярные категории:


  • Продам производство (рассрочка)
  • Производство находится в Архангельской обл. Имеются крупные поставщики сырья, возможность гарантированных и крупных поставок. Земельный участок 3ГА (собственность). На территории расположена подстанция 430КВт.



    Система Orphus Яндекс.Метрика